1.
Нормативно-правовая база
· Указ о
национальных целях и стратегических задачах развития РФ
· Основные
подходы к оценке глобальных компетенций
· Основные
подходы к оценке читательской грамотности
· Основные
подходы к оценке математической грамотности
· Основные
подходы к оценке естественно-научной грамотности
· Основные
подходы к оценке финансовой грамотности
· Основные
подходы к оценке креативного мышления
· Распоряжение
Комитета по образованию СПб Об утверждении Плана мероприятий, направленных на
формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
2.
Информационно-методические материалы
2.1
Основные понятия
Основными составляющими функциональной
грамотности являются способность человека действовать в современном обществе,
решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом
определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности
функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных
стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы
продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве основных составляющих
функциональной грамотности выделены: математическая, читательская,
естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное
мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является
способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом
разнообразные задачи.
· Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
· Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить
математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать
математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
· Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять
естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе
в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими
применениями достижений естественных наук.
· Финансовая грамотность понимается как способность личности
принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных
ситуациях собственной жизнедеятельности.
· Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель
обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек,
который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и
мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также
ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного
благополучия.
· Под креативным мышлением понимают
способность к продуктивному творческому подходу.
Функциональная грамотность проявляется
в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих
на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной
грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания,
в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку
функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы
окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации.
Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности
школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет
достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов,
если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход,
если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов
учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или
перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
2.2
Функциональная грамотность
2.2.1
Презентация «Финансовая грамотность»
2.3
Информационно-методические материалы, в том
числе методические рекомендации для педагогов
2.3.1 Методические материалы по развитию цифровой и
финансовой грамотности от БФ «Вклад в будущее» – https://vbudushchee-katalog.webflow.io/catalog/srednyaya-shkola-fresh
2.3.2 Библиотека материалов по финансовой
грамотности АНО ДПО «Образовательные проекты ПАКК» – https://edu.pacc.ru/materialy/
2.3.3 «Федеральный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования».
Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой
грамотности для общеобразовательных организаций – https://fmc.hse.ru/methodology
3.
Электронные ресурсы по формированию
функциональной грамотности
3.1
Российская Электронная Школа
3.2
Электронные
ресурсы по формированию функциональной грамотности, в том числе банк
тренировочных заданий:
3.2.1 Электронный банк заданий по оценке функциональной
грамотности Министерства просвещения – https://fg.resh.edu.ru/
3.2.2 Банк заданий для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся основной школы ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования» – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
3.2.3 Открытый банк заданий для оценки
естественно-научной грамотности (VII-IX классы) – http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
4.
Для родителей
4.1
График тестирования по финансовой
грамотности
4.2
Электронный банк
заданий по оценке функциональной грамотности Министерства просвещения – https://fg.resh.edu.ru/
4.3
Банк заданий для
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4.4
Открытый банк
заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) – http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti